психология
Уровень готовности к школьному обучению.
Задачи и направления в работе психологической службы в ДОУ.
В настоящее время проблема школьной готовности глубоко проработана в отечественной педагогической и психологической литературе.
Напоминаем, что готовность к школе - слаженный, целостный психофизиологический комплекс.
Какие задачи необходимо решить педагогам и психологам в этот период работы с будущими школьниками?
-
Выявить уровень готовности к школьному к обучению;
-
По возможности компенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень готовности к обучению к моменту прихода детей в первый класс;
-
Продумать стратегию и тактику обучения педагогами детей с учетом, выявленных особенностей и возможностей.
В соответствии с задачами выделяются основные направления работы:
- психолога – педагогической диагностика;
- психолога – педагогической коррекция;
- консультации и просвещение родителей;
- консультирование педагогов по вопросам подготовки дошкольников к обучению в школе.
Диагностика выявляет уровень готовности ребенка к усвоению учебной деятельности, а так же его индивидуальные возможности.
Посвящение и консультирование родителей позволит решить некоторые наметившиеся или уже заявление о себе проблемы, еще до прихода в первый класс. Работа с педагогами – это начало большой аналитической деятельности.
Давайте расшифруем, что такое «параметры готовности к школьному обучению»:
Психическое здоровье - состояние психики ребенка. Если оно находится в дисгармонии, ребенку требуется помощь специалиста.
Психомоторика - умение хорошо работать рукой: рисовать, не заезжая за край контура, проводить ровные линии, правильно держать карандаш.
Умение читать, считать, писать - если ребенок читает по слогам, умеет считать до 10 и обратно, может писать печатными буквами – это сделает его обучение более успешным.
Умение общаться - обеспечивает эффективность взаимодействие ребенка с другими детьми, (умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу).
Умение говорить - показывает, как развита устная речь, произношение – в случае нарушения требуется консультация логопеда. Развитее речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. Обычно потому как ребенок говорит, можно судить, на сколько он развит в целом, готов ли он к обучению в школе.
Интеллектуальные процессы - (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление) они более всех обеспечивают учебную деятельность. Бывает так, что будущий первоклассник умеет читать, писать и считать, но у него очень плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребенка в школе возникают трудности. И наоборот, ребенок, у которого хорошо развита мыслительная сфера быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать. Именно поэтому больше времени при подготовке к школе надо уделять развитию интеллектуальных процессов.
Предметные знания - эрудиция, кругозор помогут при изучении различных предметов.
Эмоционально – волевая сфера – демонстрирует, как ребенок строит свои взаимоотношения с окружающим миром. В норме положительные эмоции должны преобладать над отрицательными. Но если ребенок не умеет управлять своими чувствами, не выражает их совсем или проявляет чрезмерно ( тревога, радость, злость) желательно консультация специалиста.
Мотивация к школе – показывает, насколько и как ребенок настроен на школу и обучение. Если ребенок не хочет вообще идти в школе или хочет, но при условии, что ему что – то купят, значит, у ребенка нет желания учиться. Он не ориентирован на успех в учебе (труд). Чтобы ребенок захотел учиться, необходимо развивать у него потребность узнавать новое, демонстрируйте ваш интерес к окружающему миру, приучайте ребенка трудиться (работа по дому – это тоже труд), формируйте познавательный интерес.
Самооценка - свидетельствует о том, как ребенок оценивает себя, свои успехи и неудачи. В норме ребенок должен адекватно оценивать себя, но бывает, что самооценка либо завышена, либо занижена. Дети с завышенной самооценкой всегда считают, что виноват кто – то или что – то. Сталкиваясь с трудностями, бросают начатое, не доводя его до конца. Дети с заниженной самооценкой считают, что у них ничего не получится, что они сами не смогут, часто тревожатся, легко ранимы. Учите ребенка видеть свои преимущества, избегайте сравнивать с другими детьми.
Дисциплинированность и ответственности – качество без которых ребенок не сможет учиться. Знание правил поведения, а главное умение следовать им - вот над чем нужно работать.
Как лучше готовить ребенка к школе.
Итак, вы скоро станете родителями школьников, это очень важная и интересна я миссия. Вы сможете снова вспомнить свои школьные годы. Однако не забывайте, что ваш ребенок будет учиться в другое время, поэтому не стремитесь, чтобы период его обучения был повторением вашего.
Радуйтесь вместе с ребенком его успехам, огорчайтесь вместе с ним по поводу его неудач, и никогда не оставайтесь равнодушными – это залог успешного обучения в школе!
Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в школу:
-
Как это ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребенка, стараясь, чтоб беременность у мамы протекала без различных неблагоприятных факторов анамнеза.
-
После рождения ребенка, постараться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин.
-
Заботиться о том, чтобы Ваш малыш благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений.
-
Знать возрастные нормы и особенности Вашего ребенка и, предъявлять ему требования, лишь исходя из них.
-
Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку.
-
Создавать благоприятный климат для него в семье.
-
Любить как прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать.
-
Заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивать.
-
Следить за умственным развитием ребенка.
-
Создать условия для развития интеллекта, чтобы не было его задержки.
-
Читать ребенку сказки и стихи.
-
Учить с ним песни. Вместе слушать музыку. Смотреть мультфильмы, детское кино.
-
Хвалить его за первые рисунки.
-
Водить в музеи, театры, цирк, зоопарк.
-
Дарить как можно чаще разные игрушки, необходимые для его возраста.
-
Приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссерскую игру.
-
Любыми способами поощрять общение со сверстниками.
-
Воспитывать мир чувств.
-
Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимыми от Вас. Пытаться уменьшить его тревожность.
-
Следить за состоянием его здоровья, и заниматься реабилитацией всех выявленных отклонений.
-
Узнать у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько «зрел» или «не зрел» ребенок, или провести самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома.
-
Если ребенок зрел, то, даже не смотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем тем трудностям, которые его там ждут.
-
Если малыш, условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые критерии», которые возможны, используя рекомендации психолога и педиатра.
-
Если ребенок Ваш не зрел, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Вашей просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только класс, который ему необходим, который Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.
Список литературы для родителей
-
Бардин К.В. «Если ваш ребенок не хочет учиться» М. , 1990г.
-
Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей» Я. 2000г.
-
Божович Л.И. «О мотивации учения» М. 1990г.
-
«Возрастная и педагогическая психология» хрестоматия под ред. И.В. Дубровиной М. 2000г.
-
Гаврина С. Е. «Я готовлюсь к школе» Я. 2000г.
-
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком ,как?» М. 2002г.
-
Кашанов Р. «Практическая психология для родителей или педагогика взаимности» М. 2004г.
-
Модестова Т. В. «Скоро в школу» С. – П. 2005г.
-
Светлова И. «Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малышам» М. 2006г.
-
«Полная энциклопедия подготовки к школе» составитель Степанова О.Л. М. 2007г.
-
Крупенчук О.И.«Учим буквы» М. 2014г.