Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, имеющим статус ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид.
Основной целью и задачами инклюзивного образования в МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями.
Для оказания коррекционной речевой помощи детям дошкольного возраста, имеющим различные речевые нарушения, в МБДОУ функционируют три логопедические группы для детей с ТНР (ОНР) в возрасте от 5 до 7 лет. Для данных групп разработана и утверждена адаптированная образовательная программа дошкольного образования, на основе материалов методик «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада и «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», авторов Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Деятельность специалистов строится в соответствии с рабочими программами.
Всего в логопедические группы зачислено 52 ребенка, из них со статусом ОВЗ 46 человек. Дети, зачисленные в данные группы, получили статус детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с обязательного письменного согласия их родителей (законных представителей). В ДОУ создан психолого — педагогический консилиум (ППк), разработано положение о деятельности консилиума, на общем родительском собрании знакомим родителей ( законных представителей) с требованиями ФГОС ДО, целями и задачами коррекционного или инклюзивного образования в условиях дошкольного учреждения.
В штате ДОУ имеются необходимые специалисты – старший воспитатель, педагог-психолог, 3 учителя-логопеда, воспитатели логопедических групп. Музыкальные руководители и инструктор по физической культуре также вовлечены в инклюзивное образование. У каждого специалиста имеется отдельный кабинет, оборудованный и насыщенный необходимым минимумом оборудования для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
На базе МБДОУ функционирует консультативный пункт для родителей детей нашего поселения, не посещающих ДОУ. Специалисты проводят консультации по организации коррекционной помощи, беседы, согласно плана работы, и по запросу родителей.
В начале нового учебного года педагоги ДОУ: старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель проводят наблюдения за детьми и выявляют детей с ОВЗ.
После обследования детей проводится заседание ПМПк ДОУ, где рассматриваются представленные результаты наблюдений и обследований, и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), , в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
По результатам обследования, территориальная ПМПК, ссылка: https://pmpkrf.ru/navigator/zernogradskaya-rajonnaya-pmpk/, выдаёт рекомендации (коллегиальное заключение) по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 ФЗ № 273), без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
На основании рекомендаций территориальной ПМПК, специалисты ПМПк ДОУ разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и адаптированную образовательную программу. Особенностью нашей адаптированной программы является разработка комплексно — тематического планирования, соответствующего основной образовательной программе ДОУ. Воспитатели всех возрастных групп могут по каждой интегрирующей теме подобрать упражнения и задания со словарной наполняемостью для индивидуальной коррекционной работы с детьми.
В зависимости от характера ограничений по здоровью, в рамках нашей дошкольной образовательной организации, используются две формы инклюзии: дети с ОВЗ находятся в общеразвивающих группах в которых находятся как обучающиеся с недостатками в речевом развитии, так и не требующие коррекционной работы, а также организованы чистые логопедические группы для детей нуждающихся в коррекции речи. Дети- инвалиды посещают как группы общеразвивающей направленности, так и логопедические.
Педагоги ДОУ систематически повышают свою квалификацию по темам коррекционной направленности. В истекшие три года специалисты и воспитатели логогрупп обучались по темам «Организация и содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с учетом требований ФГОС» в ГБУ ДПО РО «РИПК и ППРО», «Инновационные технологии реализации индивидуальных образовательных маршрутов «Диагностика. Развитие. Коррекция», в ФГАОУ ВО РНЦ РАО в ЮФУ, являлись активными слушателями авторского педагогического центра доктора педагогических наук, доцента Ефименко Н.Н., по темам «Как по-новому планировать физическое воспитание и оздоровление дошкольников», «Плантография – или о чем говорят отпечатки детских стоп».
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с вовлечением в образовательный процесс всех участников (педагогов, детей, родителей), создавая для всех эмоциональные, коммуникативные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а также через игровую и продуктивную детскую деятельности. Мы придерживаемся мнения, что в рамках инклюзии должны гармонично развиваться не только дети с ОВЗ, но также и их сверстники, не имеющие ограничений по здоровью, за тем исключением, что в отношении детей с ОВЗ нужен более индивидуальный подход.
В инклюзии большую значимость представляют социально-культурные технологии, в которых важен принцип партнерства. Различные мероприятия, (праздники, развлечения), в группах корректирующей направленности, и в группах, которые посещают дети-инвалиды, строятся при активном участии родителей детей с ОВЗ, которые, как правило, проявляют повышенное внимание по отношению к развитию своих детей, поэтому вполне уместно с нашей стороны привлекать их к составлению сценария театральной роли их ребенка на мероприятии, к определению времени его участия в культурных мероприятиях и другое.
В данное время обучающиеся, которым необходима коррекционная работа, имеют свободный доступ в наше учреждение. Но, для обеспечения в случае необходимости, безбарьерной среды, нами разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, ссылка:http://дс-малыш.рф/index.php/okumenty .