Действия воспитателей в случаях выявления жесткого отношения к ребенку
К основным направлениям работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия относятся следующие:
-
Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения.
-
Профилактика жесткого обращения с детьми:
-
трансляция родителям положительного образа ребенка;
-
работа по коррекции детско-родительских отношений;
-
работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми взрослыми.
-
-
По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, иногда агрессивны.
Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить, что по отношению к ребенку применяется насилие. Подчеркнем, что для этого важно наличие не какого-то одного признака, а сочетание нескольких признаков – именно они должны привлечь внимание педагога и насторожить его:
-
ребенок плохо развивается – его психическое и физическое развитие не соответствует его возрасту;
-
ребенок не ухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;
-
ребенок демонстрирует изменчивое поведение – оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;
-
у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатком во сне;
-
ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;
-
ребенок отказывается раздеваться, стремиться скрыть синяки и раны;
-
для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочевых органов;
-
ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);
-
ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
-
ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);
-
ребенок чрезмерно стремиться к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всех;
-
ребенок демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
-
ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;
-
к вышеперечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка необязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите внимание не только на этого ребенка, но и на его родителей. Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они проявляют:
-
настороженность или безразличие;
-
чрезмерную озабоченность;
На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют холодно или, наоборот, очень бурно и эмоционально. Отметим также, что такие родители часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что еще может предпринять педагог при подозрении в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, нужно постараться завоевать его доверие, наблюдать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше признаки. Для этого можно завести специальный дневник. Обратите внимание и на поведение родителей (опекунов, близких родственников) ребенка. Побеседуйте с ними, выскажите свою озабоченность поведения их ребенка в детском саду. Постарайтесь побывать у ребенка дома, посмотрите, в каких условиях он живет, по возможности установите социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры, постарайтесь также установить контакт и с ними. При необходимости узнайте, какой детский сад посещал раньше ребенок, побеседуйте с педагогическим персоналом этого учреждения.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
-
ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
-
на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;
-
решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
-
Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия?
Основой доверительных отношений является открытое общение между педагогом и детьми, взаимное уважение. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. Педагогу необходимо иметь в виду следующее:
-
Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируете ребенка, выражая сомнения в правдивости его слов.
-
Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
-
Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего поступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека и эмоционально к нему привязан
-
Проявите понимание к возможному чувству вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.
-
Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но если он сам попросит вас сохранить тайну, отнеситесь к этому с пониманием.
-
Объясните ребенку, что существует возможность прекратить случаи жестокости и насилия с помощью других людей и что это нужно сделать в интересах как самого ребенка, так и человека, о котором идет речь. В отдельных случаях можно предложить ребенку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне.
Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Имейте в виду, что вы, возможно, являетесь единственным взрослым человеком, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и, если не в силах помочь ему сами, обратитесь за помощью к другим – медикам, психологам и т.д. В случае, если ребенок рас кажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, лучше всего занять следующую позицию:
-
реагировать как можно более нейтрально ( не проявлять своих чувств, не давать оценок случившемуся);
-
дать понять ребенку, что проблема его ясна («Молодец, что рассказал об этом – это очень важно»).
-
оградить ребенка от реакции и участия других детей («Это сложная проблема, и мы постараемся решить ее вдвоем»).
-
постараться уделить ребенку максимум внимания.
-
Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?
Ребенок может стать жертвой насилия, в том числе сексуального, со стороны незнакомого взрослого. Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно, оказание такой помощи требует специальной профессиональной подготовки, а во многих случаях проведения медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.
Если в трагедии, происшедшей с ребенком, нет вины родителей, то они сами переживают большой шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной, и родители хотят скрыть случившееся от соседей, знакомых детей и даже родственников.
Если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого, а также в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ребенком родителей, педагогу может потребоваться помощь профессионалов из специальных служб и центров.
К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ:
-
Полиция
-
юридические консультации
-
службы здравоохранения
-
медико-социально-психологические центры
-
телефоны доверия
-
специальные службы защиты от насилия