Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Памятки

Действия воспитателей в случаях выявления  жесткого отношения к ребенку

 

  К основным направлениям работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия относятся следующие:

  1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения.

  2. Профилактика жесткого обращения с детьми:

    • трансляция родителям положительного образа ребенка;

    • работа по коррекции детско-родительских отношений;

    • работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми взрослыми.

 

  1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

 

Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, иногда агрессивны.

Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить, что по отношению к ребенку применяется насилие. Подчеркнем, что для этого важно наличие не какого-то одного признака, а сочетание нескольких признаков – именно они должны привлечь внимание педагога и насторожить его:

  • ребенок плохо развивается – его психическое и физическое развитие не соответствует его возрасту;

  • ребенок не ухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;

  • ребенок демонстрирует изменчивое поведение – оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;

  • у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатком во сне;

  • ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;

  • ребенок отказывается раздеваться, стремиться скрыть синяки и раны;

  • для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочевых органов;

  • ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);

  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);

  • ребенок чрезмерно стремиться к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всех;

  • ребенок демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;

  • к вышеперечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка необязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите внимание не только на этого ребенка, но и на его родителей. Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они проявляют:

  • настороженность или безразличие;

  • чрезмерную озабоченность;

На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют холодно или, наоборот, очень бурно и эмоционально. Отметим также, что такие родители часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что еще может  предпринять педагог при подозрении в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, нужно постараться завоевать его доверие, наблюдать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше признаки. Для этого можно завести специальный дневник. Обратите внимание и на поведение родителей (опекунов, близких  родственников) ребенка. Побеседуйте с ними, выскажите свою озабоченность поведения их ребенка в детском саду. Постарайтесь побывать у ребенка дома, посмотрите, в каких условиях он живет, по возможности установите социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры, постарайтесь также установить контакт и с ними. При необходимости узнайте, какой детский сад посещал раньше ребенок, побеседуйте с педагогическим персоналом этого учреждения.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);

  • на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;

  • решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

 

  1. Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия?

Основой доверительных отношений является открытое общение между педагогом и детьми, взаимное уважение. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. Педагогу необходимо иметь в виду следующее:

  • Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируете ребенка, выражая сомнения в правдивости его слов.

  • Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).

  • Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего поступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека и эмоционально к нему привязан

  • Проявите понимание к возможному чувству вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.

  • Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но если он сам попросит вас сохранить тайну, отнеситесь к этому с пониманием.

  • Объясните ребенку, что существует возможность прекратить случаи жестокости и насилия с помощью других людей и что это нужно сделать в интересах как самого ребенка, так и человека, о котором идет речь. В отдельных случаях можно предложить ребенку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне.

Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Имейте в виду, что вы, возможно, являетесь единственным взрослым человеком, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и, если не в силах помочь ему сами, обратитесь за помощью к другим – медикам, психологам и т.д. В случае, если ребенок рас кажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, лучше всего занять следующую позицию:

  • реагировать как можно более нейтрально ( не проявлять своих чувств, не давать оценок случившемуся);

  • дать понять ребенку, что проблема его ясна («Молодец, что рассказал об этом – это очень важно»).

  • оградить ребенка от реакции и участия других детей («Это сложная проблема, и мы постараемся решить ее вдвоем»).

  • постараться уделить ребенку максимум внимания.

 

  1. Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?

Ребенок может стать жертвой насилия, в том числе сексуального, со стороны незнакомого взрослого. Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно, оказание такой помощи требует специальной профессиональной подготовки, а во многих случаях проведения медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.

Если в трагедии, происшедшей с ребенком, нет вины родителей, то они сами переживают большой шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной, и родители хотят скрыть случившееся от соседей, знакомых детей и даже родственников.

Если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого, а также в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ребенком родителей, педагогу может потребоваться помощь профессионалов из специальных служб и центров.

 

 

К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ:

                                                                              

  • Полиция

  • юридические консультации

  • службы здравоохранения

  • медико-социально-психологические центры

  • телефоны доверия

  • специальные службы защиты от насилия

 

ГПиН баннер НА САЙТ 2 ai24 2.4 6362 15 04 2024 vdp161

       
 
   
 
 
 
     
   5325936898365049101 121  
безопасно для детей