Специальные условия и порядок получения услуг дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, имеющим статус ребенок с  ОВЗ или ребенок-инвалид.

            Основной целью и задачами инклюзивного образования в МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями.      

              Для оказания коррекционной речевой помощи детям дошкольного возраста, имеющим различные речевые нарушения, в МБДОУ функционируют три  логопедические группы   для детей с ТНР (ОНР) в возрасте от 5 до 7 лет.  Для данных групп разработана и утверждена адаптированная образовательная программа дошкольного образования, на основе материалов методик «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского  сада и «Программа обучения и воспитания  детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», авторов Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Деятельность специалистов строится в соответствии с рабочими программами.

            Всего в логопедические  группы  зачислено 52 ребенка, из них со статусом ОВЗ   46  человек.  Дети, зачисленные в данные группы, получили  статус детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с обязательного письменного согласия их родителей (законных представителей).  В ДОУ создан психолого   — педагогический консилиум (ППк), разработано положение о деятельности консилиума, на общем родительском собрании   знакомим родителей ( законных представителей) с требованиями ФГОС ДО, целями и задачами коррекционного  или инклюзивного образования в условиях дошкольного учреждения.  

            В штате ДОУ имеются  необходимые специалисты – старший воспитатель, педагог-психолог, 3 учителя-логопеда, воспитатели логопедических групп. Музыкальные руководители и инструктор по физической культуре также вовлечены в инклюзивное образование.  У каждого специалиста имеется отдельный кабинет, оборудованный и насыщенный необходимым минимумом оборудования для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

На базе МБДОУ функционирует консультативный пункт для родителей детей нашего  поселения, не посещающих ДОУ.  Специалисты проводят консультации по организации коррекционной помощи, беседы, согласно плана работы, и по запросу родителей.

 В начале нового учебного года педагоги ДОУ: старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель проводят наблюдения за детьми и выявляют детей с ОВЗ.

После обследования детей проводится заседание ПМПк ДОУ, где рассматриваются представленные результаты наблюдений и обследований, и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), , в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.  

По результатам обследования, территориальная ПМПК, ссылка: https://pmpkrf.ru/navigator/zernogradskaya-rajonnaya-pmpk/, выдаёт рекомендации (коллегиальное заключение) по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 ФЗ № 273), без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

На основании рекомендаций территориальной ПМПК, специалисты ПМПк ДОУ разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и адаптированную образовательную программу. Особенностью нашей адаптированной программы является разработка комплексно — тематического планирования, соответствующего основной образовательной программе ДОУ. Воспитатели всех возрастных групп могут по каждой интегрирующей теме подобрать упражнения и задания со словарной наполняемостью для индивидуальной коррекционной работы с детьми.

 В зависимости от характера ограничений по здоровью, в рамках нашей  дошкольной образовательной организации,  используются две формы инклюзии:    дети с ОВЗ находятся в общеразвивающих группах     в которых   находятся как обучающиеся с недостатками в речевом развитии, так и не требующие коррекционной работы, а также организованы чистые логопедические группы  для детей   нуждающихся в коррекции речи.  Дети- инвалиды посещают как группы общеразвивающей направленности, так и логопедические.

            Педагоги ДОУ  систематически  повышают свою  квалификацию   по темам коррекционной направленности.  В истекшие три года  специалисты и воспитатели логогрупп обучались по темам «Организация и содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с учетом требований ФГОС» в  ГБУ ДПО РО «РИПК и ППРО»,  «Инновационные технологии реализации индивидуальных образовательных маршрутов  «Диагностика. Развитие. Коррекция»,  в  ФГАОУ ВО РНЦ РАО в ЮФУ,  являлись активными слушателями  авторского педагогического центра  доктора педагогических наук, доцента Ефименко Н.Н.,  по темам  «Как по-новому планировать физическое воспитание и оздоровление дошкольников»,  «Плантография – или о чем говорят отпечатки детских стоп».  

  Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с вовлечением в образовательный процесс всех участников (педагогов, детей, родителей), создавая для всех эмоциональные,   коммуникативные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а также через игровую и продуктивную детскую деятельности.  Мы придерживаемся мнения, что в рамках инклюзии должны гармонично развиваться не только дети с ОВЗ, но также и их сверстники, не имеющие ограничений по здоровью, за тем исключением, что в отношении детей с ОВЗ нужен более индивидуальный подход.    

         В инклюзии большую значимость представляют социально-культурные технологии, в которых важен принцип партнерства. Различные мероприятия,   (праздники, развлечения),  в группах корректирующей направленности, и в группах, которые посещают дети-инвалиды,  строятся при активном участии   родителей   детей с ОВЗ, которые, как правило,    проявляют повышенное внимание по отношению к развитию своих детей, поэтому вполне уместно с нашей стороны привлекать их к составлению сценария театральной роли их ребенка на мероприятии, к определению времени его участия в культурных мероприятиях и другое.   

  В данное время обучающиеся, которым необходима коррекционная работа, имеют свободный доступ в наше учреждение.  Но, для    обеспечения в случае необходимости, безбарьерной среды,  нами разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, ссылка:  http://дс-малыш.рф/index.php/okumenty .

 

 

безопасно для детей