Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

психология

Автор: Super User. Опубликовано в Uncategorised

 

 

 Уровень готовности к школьному обучению.

 

     Задачи и направления в работе психологической службы в ДОУ.

          В настоящее время проблема школьной готовности глубоко проработана  в отечественной педагогической и психологической литературе.

         Напоминаем, что готовность к школе  - слаженный, целостный психофизиологический комплекс.

          Какие задачи необходимо решить педагогам и психологам в этот период работы с будущими школьниками?

  1. Выявить уровень   готовности к школьному к обучению;

  2. По возможности компенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень готовности к обучению к моменту прихода детей в первый класс;

  3. Продумать стратегию и тактику обучения педагогами детей с учетом, выявленных особенностей и возможностей.

        В соответствии с задачами выделяются основные направления работы:

- психолога  – педагогической  диагностика;

- психолога  – педагогической   коррекция;

- консультации и просвещение родителей;

- консультирование педагогов по вопросам подготовки дошкольников к обучению в школе.

         Диагностика выявляет уровень готовности ребенка к усвоению учебной  деятельности, а так же его индивидуальные возможности.

Посвящение и консультирование родителей позволит решить некоторые   наметившиеся или уже заявление о себе проблемы, еще до прихода в первый класс. Работа с педагогами – это начало большой  аналитической деятельности.

        Давайте расшифруем, что такое «параметры готовности к школьному  обучению»:

               Психическое здоровье -  состояние психики ребенка.  Если оно находится в дисгармонии,  ребенку требуется помощь специалиста.

             Психомоторика -  умение хорошо работать рукой: рисовать,  не заезжая за край контура, проводить ровные линии, правильно держать карандаш.

             Умение читать, считать, писать -  если ребенок читает по слогам, умеет считать до 10 и обратно, может писать печатными буквами – это сделает его обучение более успешным.

             Умение общаться -  обеспечивает эффективность взаимодействие ребенка с другими детьми, (умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу).

            Умение говорить  - показывает, как развита устная речь, произношение – в случае нарушения требуется консультация логопеда. Развитее речи ребенка  тесно связано с его общим психическим развитием.  Обычно потому как ребенок говорит, можно судить, на сколько он развит в целом, готов ли он к обучению в школе. 

            Интеллектуальные процессы -   (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление)  они более всех  обеспечивают   учебную деятельность. Бывает так, что будущий первоклассник умеет читать, писать и считать, но у него очень плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребенка в школе возникают трудности. И наоборот,  ребенок, у которого хорошо развита мыслительная сфера быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать. Именно поэтому больше времени  при подготовке к школе надо уделять развитию интеллектуальных процессов.

            Предметные знания  -  эрудиция, кругозор помогут при изучении различных предметов.

           Эмоционально – волевая сфера –  демонстрирует, как ребенок строит свои взаимоотношения с окружающим миром. В норме положительные эмоции должны преобладать над отрицательными. Но если ребенок не умеет управлять своими чувствами, не выражает их совсем или проявляет чрезмерно ( тревога, радость, злость) желательно консультация специалиста.

             Мотивация к школе показывает, насколько и как ребенок настроен на школу и обучение.  Если ребенок не хочет вообще идти в школе или хочет, но при условии, что ему что – то купят, значит, у ребенка нет желания учиться. Он не ориентирован на успех в учебе (труд). Чтобы ребенок захотел учиться, необходимо развивать у него потребность узнавать новое, демонстрируйте ваш интерес к окружающему миру, приучайте ребенка трудиться (работа по дому – это тоже труд), формируйте познавательный интерес.

             Самооценка   свидетельствует о том, как ребенок оценивает себя, свои успехи и неудачи.  В норме ребенок должен  адекватно оценивать себя, но бывает, что самооценка либо завышена, либо занижена.  Дети с завышенной самооценкой всегда считают, что виноват кто – то или что – то. Сталкиваясь с трудностями, бросают начатое,  не доводя его до конца.  Дети с заниженной самооценкой считают, что у них ничего не получится, что они сами не смогут, часто тревожатся, легко ранимы. Учите ребенка видеть свои преимущества, избегайте сравнивать с  другими детьми.

   Дисциплинированность и ответственности – качество  без которых ребенок не сможет учиться. Знание  правил поведения,  а главное умение следовать им  - вот над чем нужно работать.

 

 

 

Как  лучше готовить ребенка к школе.

                        Итак, вы скоро станете родителями  школьников, это очень важная и интересна я миссия. Вы сможете снова вспомнить свои школьные годы.  Однако не забывайте, что ваш ребенок будет учиться в другое время, поэтому не стремитесь, чтобы период его обучения был повторением вашего.

                       Радуйтесь вместе с ребенком его успехам, огорчайтесь вместе с ним по поводу его неудач, и никогда не оставайтесь равнодушными – это залог успешного обучения в школе!

                          

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в школу:

  • Как это ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребенка, стараясь, чтоб беременность у мамы протекала без раз­личных неблагоприятных факторов анамнеза.

  • После рождения ребенка, постараться довести удельный вес всех неблагопри­ятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин.

  • Заботиться о том, чтобы Ваш малыш благоприятно адаптировался к услови­ям дошкольных учреждений.

  • Знать возрастные нормы и особенности Вашего ребенка и, предъявлять ему требования, лишь исходя из них.

  • Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку.

  • Создавать благоприятный климат для него в семье.

  • Любить как прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать.

  • Заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и свое­временно их развивать.

  • Следить за умственным развитием ребенка.

  • Создать условия для развития интеллекта, чтобы не было его задержки.

  • Читать ребенку сказки и стихи.

  • Учить с ним песни. Вместе слушать музыку. Смотреть мультфильмы, дет­ское кино.

  • Хвалить его за первые рисунки.

  • Водить в музеи, театры, цирк, зоопарк.

  • Дарить как можно чаще разные игрушки, необходимые для его возраста.

  • Приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссерскую игру.

  • Любыми способами поощрять общение со сверстниками.

  • Воспитывать мир чувств.

  • Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимыми от Вас. Пытаться уменьшить его тревожность.

  • Следить за состоянием его здоровья, и заниматься реабилитацией всех выяв­ленных отклонений.

  • Узнать у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько «зрел» или «не зрел» ребенок, или провести самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома.

  • Если ребенок зрел, то, даже не смотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем тем трудностям, которые его там ждут.

  • Если малыш, условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые критерии», которые возможны, используя рекомендации психолога и педиатра.

  • Если ребенок Ваш не зрел, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Ва­шей просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только класс, который ему не­обходим, который Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.

 

 

Список литературы для родителей

  1. Бардин К.В. «Если ваш ребенок не хочет учиться» М. , 1990г.

  2. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей» Я. 2000г.

  3. Божович Л.И. «О мотивации учения» М. 1990г.

  4. «Возрастная и педагогическая психология» хрестоматия под ред. И.В. Дубровиной М. 2000г.

  5. Гаврина С. Е. «Я готовлюсь к школе» Я. 2000г.

  6. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком ,как?» М. 2002г.

  7. Кашанов Р. «Практическая психология для родителей или педагогика взаимности» М. 2004г.

  8. Модестова Т. В. «Скоро в школу» С. –  П. 2005г.

  9. Светлова И. «Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малышам» М. 2006г.

  10. «Полная энциклопедия подготовки к школе» составитель Степанова О.Л. М. 2007г.

  11. Крупенчук О.И.«Учим буквы» М. 2014г.

 

ГПиН баннер НА САЙТ 2 ai

       
 
   
 
 
 
     
   5325936898365049101 121  
безопасно для детей